Постановление Губернатора Мурманской области от 21.08.2014 N 124-ПГ "Об утверждении положения о наставничестве в исполнительных органах государственной власти Мурманской области"



ГУБЕРНАТОР МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 августа 2014 г. № 124-ПГ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О НАСТАВНИЧЕСТВЕ В ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ
ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Руководствуясь Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Законом Мурманской области от 13.10.2005 № 660-01-ЗМО "О государственной гражданской службе Мурманской области", Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" и Методическим инструментарием по применению наставничества на государственной гражданской службе, разработанным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, в целях развития института наставничества на государственной гражданской службе Мурманской области постановляю:
1. Утвердить Положение о наставничестве в исполнительных органах государственной власти Мурманской области (прилагается).
2. Рекомендовать главам муниципальных образований Мурманской области разработать положения о наставничестве в органах местного самоуправления Мурманской области.

Врио Губернатора
Мурманской области
М.В.КОВТУН





Утверждено
постановлением
Губернатора Мурманской области
от 21 августа 2014 г. № 124-ПГ

ПОЛОЖЕНИЕ
О НАСТАВНИЧЕСТВЕ В ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

1. Общие положения

1.1. Положение о наставничестве в исполнительных органах государственной власти Мурманской области (далее - Положение) определяет цели, задачи и порядок осуществления наставничества в исполнительных органах государственной власти Мурманской области (далее - государственные органы).
1.2. Наставничество представляет собой целенаправленную деятельность наиболее квалифицированных и опытных государственных гражданских служащих (далее - гражданский служащий) государственных органов по оказанию помощи лицам, в отношении которых осуществляется наставничество, в профессиональном становлении и развитии, по адаптации к исполнению должностных обязанностей, по подготовке к самостоятельному выполнению служебных обязанностей, по повышению заинтересованности в высокой результативности профессиональной служебной деятельности.
1.3. Наставничество осуществляется в отношении гражданских служащих, впервые поступивших на гражданскую службу; гражданских служащих, назначенных на иную должность гражданской службы; гражданских служащих, изменение и/или выполнение новых должностных обязанностей которых требует назначения наставника; гражданских служащих, изъявивших желание в назначении наставника (по согласованию с руководителем государственного органа); иных лиц по решению руководителя государственного органа.

2. Цели и задачи наставничества

2.1. Целями наставничества являются:
- подготовка гражданских служащих к самостоятельному выполнению должностных обязанностей;
- минимизация периода их адаптации к замещаемой должности;
- помощь в их профессиональном становлении, приобретении профессиональных знаний и навыков выполнения служебных обязанностей.
2.2. Задачами наставничества являются:
- сокращение периода профессиональной и должностной адаптации лица, в отношении которого осуществляется наставничество, к условиям осуществления служебной деятельности, а также оказание помощи в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении служебных обязанностей;
- оптимизация процесса формирования и развития профессиональных знаний и навыков лица, в отношении которого осуществляется наставничество, минимизация ошибок, связанных с самостоятельным исполнением им своих должностных обязанностей;
- ускорение процесса профессионального становления и развития лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, сокращение срока освоения ими своих должностных обязанностей, развитие их способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные функциональные обязанности в соответствии с замещаемой должностью;
- содействие в выработке навыков служебного поведения лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, соответствующего профессионально-этическим принципам и правилам служебного поведения, а также требованиям, установленным законодательством о государственной гражданской службе;
- обучение лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, эффективным формам и методам индивидуальной работы и работы в коллективе, развитие их способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на них служебные обязанности, повышать свой профессиональный уровень;
- формирование у лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, высокой сознательности, дисциплинированности, трудолюбия, приверженности гражданской службе, чувства ответственности за порученное дело и свои поступки, доброжелательного и уважительного отношения к сослуживцам, гражданам и другим лицам;
- развитие у лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, интереса к служебной деятельности, содействие их закреплению на гражданской службе;
- формирование активной гражданской и жизненной позиции лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, развитие у них ответственного и сознательного отношения к службе;
- оказание моральной и психологической поддержки лицу, в отношении которого осуществляется наставничество.
2.3. Наставничество является выполнением особо важного и сложного задания на гражданской службе.

3. Организация наставничества

3.1. Наставничество устанавливается продолжительностью от трех месяцев до одного года. Срок наставничества определяется непосредственным руководителем лица, в отношении которого осуществляется наставничество, в зависимости от степени его профессиональной и должностной подготовки. В указанный срок не включается период временной нетрудоспособности и другие периоды отсутствия по уважительным причинам лица, в отношении которого осуществляется наставничество.
3.2. Наставник назначается из числа профессионально компетентных гражданских служащих государственного органа, имеющих высшее профессиональное образование, опыт работы в должности не менее двух лет, высокие результаты служебной деятельности, практические навыки осуществления должностных (служебных) обязанностей по должности, замещаемой лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, пользующихся авторитетом в коллективе и проявивших способности к воспитательной работе. Наставник должен замещать должность не ниже должности лица, в отношении которого осуществляется наставничество.
3.3. Наставник назначается не позднее трех рабочих дней со дня назначения лица, в отношении которого осуществляется наставничество, на должность гражданской службы или начала выполнения им должностных обязанностей, требующих новых профессиональных знаний и практических навыков, в порядке, установленном Положением о порядке прохождения испытания при назначении на должность государственной гражданской службы Мурманской области в исполнительных органах государственной власти Мурманской области, утвержденным постановлением Губернатора Мурманской области от 18.06.2013 № 107-ПГ (далее - Постановление № 107-ПГ).
3.4. Максимальное число закрепленных за одним наставником гражданских служащих одновременно - два человека.
3.5. Замена наставника осуществляется приказом руководителя государственного органа по письменной просьбе наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество:
- в случае увольнения наставника из государственного органа;
- при переводе (назначении) наставника или гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, в другое подразделение государственного органа или на иную должность;
- в случае продолжительной болезни, отпуска или длительной командировки наставника;
- при неисполнении наставником своих обязанностей;
- по иным основаниям при наличии обстоятельств, препятствующих осуществлению процесса профессионального становления гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество.
При этом период осуществления наставничества не изменяется.
3.6. Ответственность за организацию наставничества в конкретном структурном подразделении несет руководитель данного структурного подразделения, который:
- определяет срок наставничества в зависимости от уровня профессиональной подготовки лица, в отношении которого осуществляется наставничество;
- определяет кандидатуру наставника, осуществляет контроль его деятельности и деятельности закрепленного за ним лица, в отношении которого осуществляется наставничество, вносит необходимые изменения и дополнения в процесс работы по наставничеству;
- создает необходимые условия для совместной работы наставника и лица, в отношении которого осуществляется наставничество;
- проводит по окончании периода наставничества индивидуальное собеседование с лицом, в отношении которого осуществлялось наставничество;
- обеспечивает своевременное представление надлежаще оформленных документов по итогам наставничества по форме и в соответствии с требованиями, предусмотренными Постановлением № 107-ПГ.
3.7. Кадровое подразделение (работник, ответственный за ведение кадровой работы) государственного органа (далее - кадровое подразделение) осуществляет координацию работы по наставничеству, заключающуюся в:
- подготовке проектов правовых актов, сопровождающих процесс наставничества;
- оказании консультационной помощи наставникам в разработке индивидуального плана мероприятий на период наставничества;
- проведении анкетирования лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, с целью выявления эффективности работы с ними наставников (по форме согласно приложению к Положению);
- устранении трудностей, возникших в процессе адаптации лиц, в отношении которых осуществляется наставничество;
- проведении анализа, обобщении и распространении позитивного опыта наставничества.
Кадровое подразделение государственного органа вправе проводить выборочное тестирование лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, с целью проверки приобретенных ими знаний и навыков.

4. Права и обязанности наставника

4.1. Наставник обязан:
- разработать план мероприятий на период наставничества для лица, в отношении которого осуществляется наставничество, в соответствии с требованиями, предусмотренными Постановлением № 107-ПГ;
- содействовать ознакомлению лица, в отношении которого осуществляется наставничество, с его должностными обязанностями, основными направлениями деятельности, полномочиями и организацией работы государственного органа, с порядком исполнения распоряжений и указаний, связанных со служебной деятельностью;
- обеспечить изучение лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, требований нормативных правовых актов, регламентирующих исполнение должностных обязанностей;
- оказывать индивидуальную помощь в изучении текущего законодательства, нормативных правовых актов и организационно-распорядительных документов государственного органа, в овладении практическими приемами и способами качественного выполнения служебных заданий и поручений;
- выявлять и совместно устранять допущенные ошибки в служебной деятельности лица, в отношении которого осуществляется наставничество;
- в качестве примера выполнять отдельные поручения и должностные обязанности совместно с лицом, в отношении которого осуществляется наставничество;
- передавать накопленный опыт профессионального мастерства, обучать наиболее рациональным приемам и передовым методам работы;
- всесторонне изучать деловые и моральные качества лица, в отношении которого осуществляется наставничество, его отношение к профессиональной служебной деятельности, коллегам и гражданам, представителям организаций;
- быть требовательным, своевременно и принципиально реагировать на проявления недисциплинированности, используя при этом методы убеждения, воздействия коллектива;
- проявлять чуткость и внимательность, в корректной форме давать оценку результатам работы лица, в отношении которого осуществляется наставничество, терпеливо и тактично помогать в преодолении имеющихся недостатков;
- личным примером развивать положительные качества лица, в отношении которого осуществляется наставничество, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, при необходимости корректировать поведение лица, в отношении которого осуществляется наставничество, на службе;
- периодически докладывать руководителю структурного подразделения о процессе адаптации лица, в отношении которого осуществляется наставничество, его дисциплине и поведении, результатах профессионального становления;
- составить формализованный отчет по итогам наставничества в соответствии с требованиями, предусмотренными Постановлением № 107-ПГ.
4.2. Наставник имеет право:
- принимать участие в обсуждении вопросов, связанных со служебной деятельностью, вносить предложения руководителю подразделения о поощрении лица, в отношении которого осуществляется наставничество, применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия, а также по другим вопросам, требующим решения руководителей;
- осуществлять контроль деятельности лица, в отношении которого осуществляется наставничество, в форме личной проверки выполнения заданий, поручений, проверки качества подготавливаемых документов;
- контролировать обеспеченность лица, в отношении которого осуществляется наставничество, соответствующим рабочим местом и техническим оборудованием, оказывать содействие в создании необходимых условий служебной деятельности.
4.3. За ненадлежащее исполнение обязанностей по наставничеству наставник может быть отстранен от осуществления наставничества.

5. Права и обязанности лица, в отношении которого
осуществляется наставничество

5.1. Лицо, в отношении которого осуществляется наставничество, обязано:
- изучать требования законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Мурманской области, нормативных правовых актов и организационно-распорядительных документов государственного органа, определяющих права и обязанности гражданского служащего, вопросы прохождения гражданской службы и профессиональной подготовки гражданского служащего;
- изучать свои должностные обязанности, основные направления деятельности, полномочия и организацию работы в государственном органе;
- выполнять указания и рекомендации наставника, связанные с изучением порядка исполнения должностных (служебных) обязанностей, учиться у него практическому решению поставленных задач;
- совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы и способы качественного выполнения служебных задач и поручений;
- совместно с наставником устранять допущенные ошибки;
- сообщать наставнику о трудностях, возникших в связи с исполнением определенных должностных (служебных) обязанностей;
- проявлять дисциплинированность, ответственно относиться к служебной деятельности;
- активно участвовать в общественной жизни коллектива, развивать общекультурный и профессиональный кругозор.
5.2. Лицо, в отношении которого осуществляется наставничество, имеет право:
- пользоваться имеющейся в подразделении служебной, нормативной, учебно-методической документацией;
- в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по вопросам, связанным со служебной деятельностью;
- при невозможности установления личного контакта с наставником выходить с соответствующим ходатайством о его замене к руководителю структурного подразделения.

6. Завершение наставничества,
стимулирование работы наставника

6.1. Не позднее чем за пять календарных дней до окончания периода наставничества наставник готовит заключение об итогах наставничества (далее - заключение) по форме, предусмотренной Постановлением № 107-ПГ, и согласовывает его с непосредственным руководителем лица, в отношении которого осуществлялось наставничество. При необходимости лицу, в отношении которого осуществлялось наставничество, в заключении даются конкретные рекомендации по дальнейшему повышению профессионального мастерства.
6.2. Заключение направляется представителю нанимателя, затем приобщается к личному делу гражданского служащего. К заключению прилагаются план мероприятий и документы, подтверждающие результат наставничества.
6.3. Выполнение функций наставника учитывается при присвоении классного чина (в случае решения вопроса о присвоении классного чина до истечения срока, установленного для прохождения гражданской службы в соответствующем классном чине), при прохождении аттестации, включении в кадровый резерв, назначении на вышестоящую должность.
6.4. Представитель нанимателя в случае признания успешным прохождения периода наставничества лица, в отношении которого осуществлялось наставничество, определяет меры поощрения наставника в соответствии с действующим законодательством.
6.5. Результатами эффективной работы наставника считаются:
- освоение и использование лицом, в отношении которого осуществлялось наставничество, в практической деятельности нормативных правовых актов, регламентирующих исполнение должностных обязанностей, умение применять полученные теоретические знания в служебной деятельности;
- положительная мотивация к профессиональной деятельности и профессиональному развитию, самостоятельность и инициативность в служебной деятельности;
- самостоятельность лица, в отношении которого осуществлялось наставничество, при принятии решений и выполнении им должностных обязанностей;
- дисциплинированность и исполнительность при выполнении распоряжений и указаний, связанных со служебной деятельностью.





Приложение
к Положению

АНКЕТА
ЛИЦА, В ОТНОШЕНИИ КОТОРОГО ОСУЩЕСТВЛЯЛОСЬ НАСТАВНИЧЕСТВО,
О ПРОЦЕССЕ ПРОХОЖДЕНИЯ НАСТАВНИЧЕСТВА И РАБОТЕ НАСТАВНИКА

Уважаемый коллега!

Ваши ответы помогут при выявлении наиболее типичных трудностей, с которыми сталкивается сотрудник на новом месте работы. В результате Ваших искренних ответов на вопросы этой анкеты будут определены лучшие наставники, а также выявлены проблемы адаптации в процессе наставничества сотрудника, на которые руководителям структурных подразделений следует обратить внимание, что в конечном итоге поможет быстрее освоиться на новом рабочем месте не только Вам, но и будущим новичкам.
Используя шкалу от 1 до 10 (где 10 - максимальная оценка, 1 - минимальная оценка) проведите оценку по нижеследующим параметрам.

Вопрос
Оценка
1. Достаточно ли было времени, проведенного с Вами наставником, для получения необходимых знаний и навыков?

2. Как бы Вы оценили требовательность наставника?

3. Насколько полезными в работе оказались полученные в ходе наставничества теоретические знания по Вашей специализации?

4. Насколько полезными в работе оказались полученные в ходе наставничества практические навыки по Вашей должности?

5. Насколько быстро Вам позволили освоиться на новом месте работы знания об истории, культуре, принятых нормах и процедурах работы внутри государственного органа?

6. Являются ли полученные в ходе наставничества знания и навыки достаточными для самостоятельного выполнения обязанностей, предусмотренных Вашей должностью?

7. Расставьте баллы от 1 до 10 для каждого из методов при оценке времени, потраченного наставником на различные способы обучения при работе с Вами (1 - метод почти не использовался, 10 - максимальные затраты времени)

7.1. В основном самостоятельное изучение материалов и выполнение заданий, ответы наставника на возникающие вопросы по электронной почте

7.2. В основном самостоятельное изучение материалов и выполнение заданий, ответы наставника на возникающие вопросы по телефону

7.3. Личные консультации в заранее определенное время

7.4. Личные консультации по мере возникновения необходимости

7.5. Поэтапный совместный разбор практических заданий


8. Какой из перечисленных или иных использованных методов обучения Вы
считаете наиболее эффективным и почему?
___________________________________________________________________________
_______________________________________________________
9. Какие наиболее важные, на Ваш взгляд, знания и навыки для успешного
выполнения должностных обязанностей Вам удалось освоить благодаря
наставнику?
___________________________________________________________________________
_________________________________________________________
10. Оказывали ли Вам помощь коллеги Вашего структурного подразделения,
кроме наставника? Кто и по каким вопросам?
___________________________________________________________________________
_________________________________________________________
11. Какой из аспектов адаптации показался Вам наиболее сложным?
___________________________________________________________________________
_________________________________________________________
12. Кратко опишите Ваши предложения и общие впечатления от работы с
наставником:
___________________________________________________________________________
_________________________________________________________

___________________________ _________ _____________________________
(наименование должности) (подпись) (расшифровка подписи)

______ __________________20___ г.


------------------------------------------------------------------