Решение Арбитражного суда Мурманской области от 02.06.2014 по делу N А42-1196/2014 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим постановления администрации города Мурманска от 17.05.2011 N 820 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Мурманск" >



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 2 июня 2014 г. по делу № А42-1196/2014

Резолютивная часть решения объявлена 2 июня 2014 года, решение в полном объеме изготовлено 2 июня 2014 года.
Арбитражный суд Мурманской области в составе
председательствующего Алексиной Н.Ю.,
судей Зыкиной Е.А., Беляевой Л.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горбач Я.О.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя М.Н.М.о. (ОГРН 304519027200127)
к администрации города Мурманска (ОГРН 1025100849366)
о признании недействующим в части постановления № 820 от 17.05.2011,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - представителя Колесникова Д.М. по доверенности от 25.11.2012 № 18-6672,
от ответчика - представителей Борзой Е.В. по доверенности от 25.03.2014 № 05-09/870, Дворецкого П.Ю. по доверенности от 22.04.2014,

установил:

индивидуальный предприниматель М.Н.М.о. (место жительства - г. Мурманск; далее - заявитель, предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим постановления администрации города Мурманска (адрес места нахождения - г. Мурманск, пр. Ленина, д. 75; далее - ответчик, Администрация) № 820 от 17.05.2011 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Мурманска" (в редакции постановлений администрации г. Мурманска от 19.08.2013 № 2118, от 23.10.2013 № 2957, от 22.01.2014 № 134, от 13.03.2014 № 671) в части утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Мурманска без включения в указанную схему следующих мест размещения и адресов нестационарных торговых объектов: в районе ул. Аскольдовцев, 31; ул. Гаджиева, д. 14; ул. Лобова, д. 3; ул. Крупской, д. 38; ул. Калинина, д. 31а; ул. Ушакова, д. 7/1; ул. Гаджиева, д. 2/47; ул. Беринга, д. 14 (с учетом уточнения от 23.05.2014, л. д. 102).
В обоснование требования предприниматель указал на несоответствие оспариваемого акта Федеральному закону от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", поскольку спорные нестационарные объекты эксплуатировались М.Н.М.о. до утверждения новой схемы, а значит их невключение свидетельствует о пересмотре мест размещения нестационарных торговых объектов, что не соответствует требованиям законодательства.
Администрация с требованиями предпринимателя не согласилась, указав, что соответствующие торговые объекты были исключены из схемы размещения по основаниям, предусмотренным законодательством, внесенные изменения не повлекли досрочного прекращения ранее выданных подтверждений или разрешений.
В судебном заседании представители сторон поддержали изложенные выше позиции.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации № 820 от 17.05.2011 была утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Мурманска (далее - Схема размещения), содержащая, в том числе следующие адреса мест размещения объектов (автоприцепов "тонар"):
- ул. Аскольдовцев, в районе д. 31,
- ул. Гаджиева, в районе д. 14,
- ул. Лобова, в районе д. 3,
- ул. Крупской, в районе д. 38,
- ул. Калинина, в районе д. 31а,
- ул. Ушакова, в районе д. 7/1,
- ул. Гаджиева, в районе д. 2/47,
- ул. Беринга, в районе д. 14.
В последующем, указанные места размещения нестационарных объектов не были включены в Схему размещения в связи с утверждением последней в новых редакциях постановлениями Администрации от 19.08.2013 № 2118, от 23.10.2013 № 2957, от 22.01.2014 № 134, от 13.03.2014, которые внесли соответствующие изменения в оспариваемое в данном деле постановление.
Не согласившись с исключением из Схемы размещения перечисленных выше мест расположения нестационарных торговых объектов, предприниматель обратился с данным заявлением в арбитражный суд.
Оценив позиции лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) следует, что при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта на соответствие требованиям, предъявляемым соответствующим нормативным правовым актом к форме такого акта, порядку его принятия и (или) введения в действие, устанавливает полномочия органа или лица, принявших акт, а также проверяет содержание оспариваемого акта на соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.
Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации определяются положениями Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон № 381-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 10 данного закона размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации (статья 2 Закона № 381-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 № 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов. Данные Правила определяют порядок включения нестационарных торговых объектов в схему размещения нестационарных торговых объектов, утверждаемую органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования.
В рассматриваемом случае судом установлено, что схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Мурманск утверждена постановлением Администрации в пределах ее полномочий, предоставленных статьями 13, 45.3 Устава муниципального образования город Мурманск.
Порядок организации размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Мурманск утвержден постановлением Администрации от 13.06.2013 № 1462 (далее - Порядок), в силу пункта 3.9 которого Схема размещения является одним из оснований для размещения субъектом розничной торговли нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования город Мурманск.
Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется в соответствии со Схемой размещения, разработанной с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территории города и достижения утвержденных постановлением Правительства Мурманской области нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (пункт 7.1 Порядка).
Пунктом 7.2 Порядка предусмотрено, что Схема размещения разрабатывается в соответствии с градостроительным, земельным, санитарно-эпидемиологическим, экологическим, противопожарным законодательством, другими требованиями, установленными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Мурманской области, муниципальными правовыми актами, а также с учетом существующего размещения нестационарных торговых объектов.
Согласно пункту 8.1 Порядка одними из оснований для изменения Схемы размещения являются:
- прекращение или перепрофилирование деятельности стационарных торговых объектов, повлекшее снижение обеспеченности до уровня ниже установленного норматива минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;
- поступление мотивированных предложений об изменении Схемы размещения от исполнительных органов государственной власти Мурманской области, структурных подразделений администрации города Мурманска, Совета депутатов города Мурманска.
В силу пункта 3.7 Порядка не допускается размещение нестационарных торговых объектов в охранной зоне инженерных сетей, под железнодорожными путепроводами и автомобильными эстакадами, а также в 5-метровой зоне от входов (выходов) в подземные пешеходные переходы.
Согласно пункту 2.10 СанПиН 2.1.2.2645-10 на территории дворов жилых зданий запрещается размещать любые предприятия торговли и общественного питания, включая палатки, киоски, ларьки, мини-рынки, павильоны, летние кафе, производственные объекты, предприятия по мелкому ремонту автомобилей, бытовой техники, обуви, а также автостоянок кроме гостевых.
Как следует из представленных суду доказательств (пояснительной записки, выписки из протокола от 15.07.2013, письма Управления Первомайского административного округа города Мурманска от 10.07.2013 № 27-01-25/6/1739, письма Комитета градостроительства и территориального развития от 27.06.2013 № 14-04-04/2604, письма Управления Октябрьского административного округа города Мурманска от 27.06.2013 № 26-02-10/1176, кадастровых выписках о земельных участках) основанием для исключения спорных адресов мест размещения объектов явилось фактическое нахождение нестационарных торговых объектов в охранной зоне инженерных сетей, а также на дворовых территориях многоквартирных домов.
Данные обстоятельства подтверждены также схемами размещения нестационарных торговых объектов по спорным адресам, составленными Комитетом градостроительства и территориального развития администрации города Мурманска.
Учитывая изложенное у Администрации имелись правовые основания для внесения изменений в Схему размещения и частичного исключения мест расположения торговых объектов из оспариваемого нормативного правового акта.
Ссылка заявителя на нарушение ответчиком положений части 6 статьи 10 Закона № 381-ФЗ судом не принимается исходя из следующего.
В соответствии с указанной нормой утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных были начаты до утверждения указанной схемы.
Фактически данной нормой законодателем установлена дополнительная гарантия осуществления предпринимательской деятельности, в том числе для предпринимателей, уже эксплуатирующих нестационарные торговые объекты на предоставленных в законном порядке местах.
Вместе с тем, как следует из имеющихся в деле доказательств, срок выданных заявителю подтверждений на размещение нестационарных торговых объектов истек 01.07.2013. Уведомлением от 02.08.2013 № 05-16-08/2511 М.Н.М.о. в выдаче подтверждений на размещение по спорным адресам объектов нестационарной торговли отказано.
Доказательства того, что на момент внесения в постановление № 820 от 17.05.2011 изменений от 19.08.2013, от 23.10.2013, от 22.01.2014, от 13.03.2014 иные лица на законных основаниях осуществляли эксплуатацию нестационарных торговых объектов по спорным адресам, в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах принятие Администрацией нормативного правового акта без включения в него спорных адресов мест размещения объектов нестационарной торговли не противоречит требованиям вышестоящего нормативного правового акта и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Кроме того, при принятии решения суд учитывает, что Порядком предусмотрены основания, по которым нестационарные торговые объекты (адреса) могут быть дополнительно включены в Схему размещения, в связи с чем заявитель, придя к выводу о возможности размещения соответствующего нестационарного торгового объекта по тому или иному адресу, не лишен возможности обратиться с соответствующим мотивированным заявлением в орган местного самоуправления.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения требований заявителя отсутствуют.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

признать постановление администрации города Мурманска № 820 от 17.05.2011 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Мурманска" (в редакции постановлений администрации г. Мурманска от 19.08.2013 № 2118, от 23.10.2013 № 2957, от 22.01.2014 № 134, от 13.03.2014 № 671) в части утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Мурманска без включения в указанную схему следующих мест размещения и адресов нестационарных торговых объектов: в районе ул. Аскольдовцев, 31; ул. Гаджиева, д. 14; ул. Лобова, д. 3; ул. Крупской, д. 38; ул. Калинина, д. 31а; ул. Ушакова, д. 7/1; ул. Гаджиева, д. 2/47; ул. Беринга, д. 14, соответствующим Федеральному закону от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Отказать индивидуальному предпринимателю М.Н.М.о. в удовлетворении заявления.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия. Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в месячный срок.

Председательствующий
Н.Ю.АЛЕКСИНА

Судьи
Е.А.ЗЫКИНА
Л.Е.БЕЛЯЕВА


------------------------------------------------------------------