Приказ Комитета по обеспечению безопасности населения Мурманской области от 25.12.2014 N 68-ОД "Об утверждении Порядка осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита"



КОМИТЕТ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Приказ
от 25 декабря 2014 г. № 68-ОД

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО
КОНТРОЛЯ И ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА

Во исполнение требований разделов 2, 3 Порядка осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств областного бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов областного бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита областного бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденного постановлением Правительства Мурманской области от 10.07.2014 № 348-ПП, приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств областного бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов областного бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
2. Довести настоящий приказ до сведения государственных областных казенных учреждений, находящихся в ведомственном подчинении Комитета по обеспечению населения Мурманской области.
3. ГОКУ "Управление по ГОЧС и ПБ Мурманской области" (распорядителю бюджетных средств) в срок до 23.01.2015 представить на согласование в Комитет по обеспечению безопасности Мурманской области разработанный порядок осуществления внутреннего финансового контроля и финансового аудита подведомственных получателей бюджетных средств.
4. Настоящий приказ вступает в силу с даты подписания.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Председатель Комитета
В.М.ВОРОТНИКОВ





Утвержден
приказом
Комитета по обеспечению безопасности населения
Мурманской области
от 25 декабря 2014 г. № 68-ОД

ПОРЯДОК
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГЛАВНЫМИ РАСПОРЯДИТЕЛЯМИ (РАСПОРЯДИТЕЛЯМИ)
СРЕДСТВ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА, ГЛАВНЫМИ АДМИНИСТРАТОРАМИ
(АДМИНИСТРАТОРАМИ) ДОХОДОВ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА ВНУТРЕННЕГО
ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ И ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок определяет правила осуществления главным распорядителем (распорядителем) средств областного бюджета, главным администратором (администраторами) доходов областного бюджета (далее - главный администратор (администратор) средств областного бюджета) внутреннего финансового контроля и на основе функциональной независимости внутреннего финансового аудита согласно требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации.
1.2. Целью настоящего Порядка является установление единых требований к осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
1.3. Настоящий Порядок устанавливает:
- требования к организации, планированию и проведению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;
- требования к оформлению и рассмотрению результатов внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;
- требования к составлению и представлению отчетности о результатах внутреннего финансового аудита.
1.4. В целях настоящего Порядка:
- главным администратором средств областного бюджета является Комитет по обеспечению безопасности населения Мурманской области - главный распорядитель бюджетных средств;
- администратором средств областного бюджета определяется подведомственное главному администратору средств областного бюджета государственное областное учреждение "Управление по ГОЧС и ПБ Мурманской области" - распорядитель бюджетных средств;
- к бюджетным процедурам относятся процедуры составления и исполнения областного бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности (далее - внутренние бюджетные процедуры), осуществляемые в рамках бюджетных полномочий главного администратора (администратора) средств областного бюджета;
- под бюджетным риском понимается возможность наступления события, негативно влияющего на выполнение внутренних бюджетных процедур.

2. Осуществление внутреннего финансового контроля

2.1. Внутренний финансовый контроль осуществляется непрерывно руководителем (заместителем руководителя), иными должностными лицами главного администратора (администратора) средств областного бюджета, организующими и выполняющими внутренние бюджетные процедуры.
2.2. Внутренний финансовый контроль направлен на:
- соблюдение правовых актов главного администратора (администратора) средств областного бюджета, регулирующих составление и исполнение областного бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности, включая порядок ведения учетной политики (далее - внутренние стандарты);
- повышение экономности и результативности использования бюджетных средств.
2.3. Внутренний финансовый контроль осуществляется в структурных подразделениях главного администратора (администратора) средств областного бюджета, организующих и выполняющих внутренние бюджетные процедуры.
Должностные лица структурных подразделений главного администратора (администратора) средств областного бюджета осуществляют внутренний финансовый контроль в соответствии с возложенными на них обязанностями в отношении следующих внутренних бюджетных процедур:
- составление и представление в порядке подчиненности документов в финансовый орган Мурманской области (главному администратору средств областного бюджета), необходимых для составления и рассмотрения проекта областного бюджета, в том числе реестров расходных обязательств и обоснований бюджетных ассигнований, составление и ведение кассового плана по доходам областного бюджета, расходам областного бюджета;
- составление, утверждение и ведение бюджетной росписи главного администратора (администратора) средств областного бюджета;
- составление и направление документов в финансовый орган Мурманской области, необходимых для формирования и ведения сводной бюджетной росписи областного бюджета, а также для доведения (распределения) бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств до главного администратора (администратора) средств областного бюджета;
- составление, утверждение и ведение бюджетных смет, свода бюджетных смет главного администратора (администратора) средств областного бюджета;
- исполнение бюджетной сметы главным администратором (администратором) средств областного бюджета;
- принятие и исполнение бюджетных обязательств главным администратором (администратором) средств областного бюджета;
- осуществление начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей (поступления источников финансирования дефицита бюджета) в областной бюджет, пеней и штрафов по ним;
- принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в областной бюджет, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы;
- принятие решений о зачете (об уточнении) платежей в областной бюджет;
- процедура ведения бюджетного учета, в том числе принятия к учету первичных учетных документов (составления сводных учетных документов), отражения информации, указанной в первичных учетных документах, в регистрах бюджетного учета, проведения оценки имущества и обязательств, проведения инвентаризаций;
- составление и представление бюджетной отчетности и сводной бюджетной отчетности;
- исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства областного бюджета по денежным обязательствам государственных областных казенных учреждений.
2.4. Подготовка к проведению внутреннего финансового контроля заключается в формировании (актуализации) карты внутреннего финансового контроля руководителями каждого структурного подразделения, ответственного за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур.
Формирование, утверждение и актуализация карт внутреннего финансового контроля осуществляется в порядке, установленном главным администратором средств областного бюджета.
2.5. Формами осуществления внутреннего финансового контроля в ходе самоконтроля, контроля по уровню подчиненности (подведомственности), мониторинга (далее - методы контроля) являются контрольные действия.
К контрольным действиям относятся:
- проверка оформления документов на соответствие требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации и Мурманской области, регулирующих бюджетные правоотношения, и внутренних стандартов;
- авторизация действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур;
- сверка данных;
- сбор и анализ информации о результатах выполнения внутренних бюджетных процедур.
Контрольные действия подразделяются на визуальные, автоматические и смешанные.
Визуальные контрольные действия осуществляются без использования прикладных программных средств автоматизации.
Автоматические контрольные действия осуществляются с использованием прикладных программных средств автоматизации без участия должностных лиц.
Смешанные контрольные действия выполняются с использованием прикладных программных средств автоматизации с участием должностных лиц.
2.6. К способам проведения контрольных действий относятся:
- сплошной способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении каждой проведенной операции;
- выборочный способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении отдельной проведенной операции.
2.7. Внутренний финансовый контроль в подразделениях главного администратора (администратора) средств областного бюджета осуществляется с соблюдением периодичности и способов контроля, установленных в картах внутреннего финансового контроля.
Самоконтроль осуществляется должностными лицами сплошным способом путем проведения проверки каждой выполняемой им операции на соответствие нормативным правовым актам Российской Федерации и Мурманской области, регулирующим бюджетные правоотношения, приказам главного администратора средств областного бюджета, внутренним стандартам и должностным регламентам, а также путем оценки причин и обстоятельств (факторов), негативно влияющих на совершение операции. Самоконтроль осуществляется в соответствии с картой внутреннего финансового контроля.
Контроль по уровню подчиненности осуществляется руководителем (заместителем руководителя) и (или) руководителем подразделения главного администратора (администратора) средств областного бюджета, иным уполномоченным лицом сплошным способом путем авторизации операций, осуществляемых подчиненными должностными лицами, или выборочным способом путем проведения проверки в отношении отдельных операций. Контроль по уровню подчиненности осуществляется в соответствии с картой внутреннего финансового контроля.
Контроль по уровню подведомственности осуществляется сплошным или выборочным способом в отношении процедур и операций, совершенных подведомственным администратором средств областного бюджета, путем проведения проверок, направленных на установление соответствия представляемых документов требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации и Мурманской области, регулирующих бюджетные правоотношения, приказам главного администратора средств областного бюджета, внутренним стандартам, и (или) путем сбора и анализа информации о своевременности составления и представления документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур, точности и обоснованности информации, отраженной в указанных документах, а также законности совершения отдельных операций.
Результаты таких проверок оформляются заключением с указанием необходимости внесения исправлений и (или) устранения недостатков (нарушений) при их наличии в установленный в заключении срок либо разрешительной надписью на представленном документе.
2.8. Данные о выявленных в ходе внутреннего финансового контроля недостатках и (или) нарушениях при исполнении внутренних бюджетных процедур, сведения о причинах бюджетных рисков и о предлагаемых (реализованных) мерах по их устранению (далее - результаты внутреннего финансового контроля) отражаются в регистрах (журнале) внутреннего финансового контроля по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку.
Ведение, учет и хранение регистров (журналов) внутреннего финансового контроля осуществляется каждым подразделением, ответственным за выполнение внутренних бюджетных процедур.
Ведение регистра (журнала) внутреннего финансового контроля осуществляется руководителем (заместителем руководителя) подразделения, иными должностными лицами главного администратора (администратора) средств областного бюджета, организующими и выполняющими внутренние бюджетные процедуры, непрерывно путем занесения записей на основании информации от должностных лиц, осуществляющих контрольные действия. Ведение регистра (журнала) внутреннего финансового контроля осуществляется с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации в отношении сведений, составляющих государственную тайну.
Записи в регистр (журнал) внутреннего финансового контроля осуществляются по мере совершения контрольных действий в хронологическом порядке.
Регистры (журналы) внутреннего финансового контроля формируются и брошюруются в хронологическом порядке. На обложке указывается:
- наименование подразделения, ответственного за выполнение внутренних бюджетных процедур;
- название и порядковый номер папки (дела);
- отчетный период: год квартал (месяц); начальный и последний номера журналов операций;
- количество листов в папке (деле).
Хранение регистров (журналов) внутреннего финансового контроля осуществляется способами, обеспечивающими их защиту от несанкционированных исправлений, утраты целостности информации в них и сохранность самих документов.
2.9. В целях обеспечения эффективности внутреннего финансового контроля руководителем (заместителем руководителя) подразделения, иными должностными лицами главного администратора (администратора) средств областного бюджета, организующими и выполняющими внутренние бюджетные процедуры, составляется ежеквартальная отчетность о результатах внутреннего финансового контроля (далее - отчет).
Отчет за отчетный период (квартал) составляется на основе данных регистров (журналов) внутреннего финансового контроля по форме согласно приложению № 2 к настоящему положению и представляется руководителю главного администратора (администратора) средств областного бюджета не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчет представляется незамедлительно в случае выявления нарушений бюджетного законодательства, за которые применяются меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.10. Срок хранения регистров (журналов) внутреннего финансового контроля и отчетов - 5 лет при условии завершения проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности главного администратора (администратора), осуществляемой органами внешнего и внутреннего государственного контроля Мурманской области.
2.11. По итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля руководитель (заместитель руководителя) главного администратора (администратора) средств областного бюджета принимает решение с указанием сроков их выполнения, направленные:
- на обеспечение применения эффективных автоматических контрольных действий в отношении отдельных операций и (или) устранение недостатков используемых прикладных программных средств автоматизации контрольных действий, а также на исключение неэффективных автоматических контрольных действий;
- на изменение карт внутреннего финансового контроля в целях увеличения способности процедур внутреннего финансового контроля снижать бюджетные риски;
- на актуализацию системы формуляров, реестров и классификаторов как совокупности структурированных документов, позволяющих отразить унифицированные операции в процессе осуществления бюджетных полномочий главного администратора (администратора) средств областного бюджета;
- на уточнение прав доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий, а также регламента взаимодействия пользователей с информационными ресурсами;
- на изменение внутренних стандартов, в том числе учетной политики главного администратора (администратора) средств областного бюджета;
- на уточнение прав по формированию финансовых и первичных учетных документов, а также прав доступа к записям в регистры бюджетного учета;
- на устранение конфликта интересов у должностных лиц, осуществляющих внутренние бюджетные процедуры;
- на проведение служебных проверок и применение материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам;
- на ведение эффективной кадровой политики в отношении структурных подразделений главного администратора (администратора).
2.12. Ответственность за организацию внутреннего финансового контроля несет руководитель или заместитель руководителя главного администратора (администратора) средств областного бюджета, курирующий структурное подразделение, в соответствии с распределением обязанностей.

3. Осуществление внутреннего финансового аудита

3.1. Внутренний финансовый аудит осуществляется структурными подразделениями или уполномоченными должностными лицами главного администратора (администратора) средств областного бюджета, наделенными полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита (далее - субъект внутреннего финансового аудита), на основе функциональной независимости.
Субъект внутреннего финансового аудита подчиняется непосредственно и исключительно руководителю главного администратора (администратора) средств областного бюджета.
Деятельность субъекта внутреннего финансового аудита основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и профессиональной компетентности, а также системности, ответственности и стандартизации.
3.2. Целями внутреннего финансового аудита являются:
- оценка надежности внутреннего финансового контроля и подготовка рекомендаций по повышению его эффективности;
- подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
- подготовка предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
3.3. Предметом внутреннего финансового аудита является совокупность финансовых и хозяйственных операций, совершенных главным администратором (администратором) средств областного бюджета, подведомственными получателями средств областного бюджета (далее - объекты аудита), а также организация и осуществление внутреннего финансового контроля.
3.4. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок. Плановые проверки осуществляются в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита, утверждаемым руководителем главного администратора (администратора) средств областного бюджета (далее - план).
3.5. Аудиторские проверки подразделяются на:
- камеральные проверки, которые проводятся по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита на основании представленных по его запросу информации и материалов;
- выездные проверки, которые проводятся по месту нахождения объектов аудита;
- комбинированные проверки, которые проводятся как по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита, так и по месту нахождения объектов аудита.
3.6. Должностные лица субъекта внутреннего финансового аудита при проведении аудиторских проверок имеют право:
- запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в устной и письменной форме документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторских проверок, в том числе информацию о результатах проведения внутреннего финансового контроля;
- посещать помещения и территории, которые занимают объекты аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка;
- привлекать независимых экспертов.
3.7. Должностные лица субъекта внутреннего финансового аудита обязаны:
- соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;
- проводить аудиторские проверки в соответствии с программой аудиторской проверки;
- знакомить руководителя или уполномоченное должностное лицо объекта аудита с программой аудиторской проверки, а также с результатами аудиторских проверок (акты и заключения).
3.8. Составление и утверждение плана по форме согласно приложению № 3 (далее - план) к настоящему Порядку осуществляется в целях формирования аудиторского мнения о состоянии внутреннего финансового контроля, полноте и достоверности сводной бюджетной отчетности главного администратора (администратора) средств областного бюджета, а также представления предложений по повышению эффективности использования бюджетных средств.
3.9. План представляет собой перечень аудиторских проверок, которые планируется провести в очередном финансовом году.
По каждой аудиторской проверке в плане указываются:
- проверяемые бюджетные процедуры;
- объекты аудита;
- срок проведения аудиторской проверки;
- ответственные исполнители.
3.10. При планировании аудиторских проверок учитываются:
- значимость операций, групп однотипных операций объектов аудита, которые могут оказать значительное влияние на годовую и (или) квартальную бюджетную отчетность главного администратора (администраторов) средств областного бюджета в случае неправомерного исполнения этих операций;
- факторы, влияющие на объем выборки проверяемых операций для тестирования эффективности (надежности) внутреннего финансового контроля, к которым в том числе относятся частота выполнения визуальных контрольных действий, существенность процедур внутреннего финансового контроля и уровень автоматизации процедур внутреннего финансового контроля;
- наличие значимых бюджетных рисков после проведения процедур внутреннего финансового контроля;
- степень обеспеченности подразделения внутреннего финансового аудита ресурсами (трудовыми, материальными и финансовыми);
- возможность проведения аудиторских проверок в установленные сроки;
- наличие резерва времени для выполнения внеплановых аудиторских проверок.
3.11. В целях составления плана субъект внутреннего финансового аудита обязан провести предварительный анализ данных об объектах аудита, в том числе сведений о результатах:
- осуществления внутреннего финансового контроля за период, подлежащий аудиторской проверке;
- проведения в текущем и (или) отчетном финансовом году контрольных мероприятий органами внешнего и внутреннего государственного контроля Мурманской области в отношении финансово-хозяйственной деятельности объектов аудита.
3.12. План подписывается руководителем структурного подразделения или уполномоченным должностным лицом главного администратора (администратора) средств областного бюджета, наделенным полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, и утверждается руководителем главного администратора (администратора) средств областного бюджета до начала очередного финансового года.

3.12. Изменения в план вносятся на основании решения руководителя главного администратора (администратора) средств областного бюджета, на основании мотивированного обращения субъекта внутреннего финансового аудита.
3.13. Аудиторская проверка назначается решением руководителя главного администратора (распорядителя) средств областного бюджета и проводится на основании утвержденной им программы аудиторской проверки.
Программа аудиторской проверки должна содержать:
- тему аудиторской проверки;
- наименование объектов аудита;
- перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки, а также сроки ее проведения.
В ходе аудиторской проверки в отношении бюджетной процедуры и (или) объектов аудита проводится исследование:
- вопросов осуществления внутреннего финансового контроля;
- ведения учетной политики, принятой объектом аудита, в том числе на предмет ее соответствия изменениям в области бюджетного учета;
- наличия автоматизированных информационных систем, применяемых объектом аудита при осуществлении бюджетных процедур;
- неоднозначных вопросов бюджетного учета, в том числе таких, где результат зависит от профессионального мнения лица, ответственного за ведение бюджетного учета;
- вопросов наделения правами доступа пользователей, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий, к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, правами по формированию финансовых, первичных учетных документов и бюджетной отчетности, а также правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета.
Аудиторская проверка также может проводиться путем выполнения:
- инспектирования, представляющего собой изучение записей и документов, связанных с осуществлением операций внутренней бюджетной процедуры, и (или) материальных активов;
- наблюдения, представляющего собой систематическое изучение действий должностных лиц и работников объекта аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций внутренней бюджетной процедуры;
- запроса, представляющего собой обращение в структурные подразделения главного администратора (администратора) средств областного бюджета, уполномоченные органы и организации в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки;
- подтверждения, представляющего собой проверку информации, содержащейся в регистрах бюджетного учета;
- пересчета, представляющего собой проверку точности арифметических расчетов, произведенных объектом аудита, либо самостоятельного расчета работником подразделения внутреннего финансового аудита;
- аналитических процедур, представляющих собой анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении внутренних бюджетных процедур с целью выявления отклонений и (или) неправильно отраженных в бюджетном учете операций и недостатков осуществления внутренних бюджетных процедур.
3.14. При проведении аудиторской проверки должны быть получены достаточные надлежащие надежные доказательства. К доказательствам относятся фактические данные и достоверная информация, основанные на рабочей документации и подтверждающие наличие выявленных нарушений и недостатков в осуществлении бюджетных процедур объектами аудита, а также являющиеся основанием для выводов и предложений по результатам аудиторской проверки.
К доказательствам относятся: первичные учетные документы, регистры бюджетного учета, бюджетная, статистическая и иная отчетность, результаты процедур проверки, проведенных в ходе аудиторской проверки, заключения экспертов, письменные заявления должностных лиц объектов аудита, а также документы и сведения, полученные из других достоверных источников.
3.15. Проведение аудиторской проверки подлежит документированию. Рабочая документация, то есть документы и иные материалы, подготавливаемые либо получаемые в связи с проведением аудиторской проверки, должна содержать:
- документы, отражающие подготовку аудиторской проверки, включая ее программу;
- сведения о характере, сроках, объеме аудиторской проверки и результатах ее выполнения;
- сведения о выполнении планов внутреннего финансового контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки;
- сведения договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета и бюджетной отчетности, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки;
- письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и иных работников объектов аудита;
- копии обращений, направленных органам государственного финансового контроля, экспертам и (или) организациям в ходе аудиторской проверки, и полученные от них сведения;
- копии финансово-хозяйственных документов объекта аудита, подтверждающие выявленные нарушения;
- акт аудиторской проверки.
3.16. Предельные сроки проведения аудиторских проверок определяются исходя из количества проверяемых внутренних бюджетных процедур и формы аудиторской проверки (камеральная, выездная, комбинированная), специфики деятельности объектов аудита, объемов их финансирования, но не должны превышать 20 рабочих дней.
Проведение аудиторской проверки может быть приостановлено. Решение о приостановлении проведения аудиторской проверки принимается руководителем главного администратора (администратора) средств областного бюджета на основании мотивированного обращения субъекта внутреннего финансового аудита.
На время приостановления проведения аудиторской проверки течение ее срока прерывается.
Основаниями приостановления проведения аудиторской проверки являются:
- неудовлетворительное состояние бухгалтерского учета у объекта аудита - на период приведения объектом аудита в надлежащее состояние документов учета и отчетности;
- непредставление объектом аудита или представление неполного комплекта необходимых материалов - на период устранения перечисленных обстоятельств.
О приостановлении и причинах приостановления аудиторской проверки объект аудита извещается письменно в срок не позднее 3 рабочих дней со дня принятия решения о приостановления проведения аудиторской проверки.
Проведение аудиторской проверки возобновляется при получении информации от объекта аудита об устранении причин, послуживших основанием для ее приостановления, о чем в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о возобновлении аудиторской проверки субъект внутреннего финансового аудита информирует объект аудита.
Срок проведения аудиторской проверки может продлеваться руководителем главного администратора (администратора) средств областного бюджета на основании мотивированного обращения субъекта внутреннего финансового аудита не более чем на 10 рабочих дней.
3.17. Результаты аудиторской проверки оформляются актом по форме согласно приложению № 4 к настоящему Порядку, который подписывается руководителем субъекта внутреннего аудита и вручается представителю проверяемого объекта аудита, уполномоченному на получение акта.
Рассмотрение объектом аудита акта аудиторской проверки осуществляется в срок не более 3 рабочих дней со дня его получения.
Объект аудита вправе представить письменные возражения по акту аудиторской проверки в течение 3 рабочих дней со дня его получения.
В случае поступления от объекта аудита письменных возражений субъект внутреннего финансового аудита в течение 5 рабочих дней со дня их поступления готовит заключение на представленные возражения, которое направляется объекту аудита. Письменные возражения объекта аудита и заключение на представленные возражения прилагаются к акту аудиторской проверки.
3.18. На основании акта аудиторской проверки субъектом внутреннего финансового аудита составляется отчет о результатах аудиторской проверки по форме согласно приложению № 5 к настоящему Порядку, содержащий информацию об итогах аудиторской проверки, в том числе:
- информацию о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении), об условиях и причинах таких нарушений, а также о бюджетных рисках представления недостоверной бюджетной отчетности;
- информацию о наличии или отсутствии возражений со стороны объектов аудита;
- выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля и достоверности представленной объектами аудита бюджетной отчетности;
- выводы о соответствии ведения бюджетного учета объектами аудита методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
- выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в карты внутреннего финансового контроля, а также предложения по повышению экономности и результативности использования средств областного бюджета.
3.19. Отчет о результатах аудиторской проверки с приложением акта аудиторской проверки направляется руководителю главного администратора (администратора) средств областного бюджета.
По результатам рассмотрения указанного отчета руководитель главного администратора (администратора) средств областного бюджета принимает одно из следующих решений:
- о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
- о недостаточности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
- о применении материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, а также о проведении служебных проверок;
- о направлении материалов в орган государственного финансового контроля Мурманской области в случае наличия признаков административного правонарушения, производство по которому осуществляется этим органом;
- о направлении материалов в правоохранительные органы в случае наличия признаков уголовно наказуемого деяния, а также копий указанных материалов в орган государственного финансового контроля Мурманской области.
3.20. Годовой (квартальный) отчет о результатах осуществления внутреннего финансового аудита составляется субъектом внутреннего финансового аудита нарастающим итогом с начала финансового года по форме согласно приложению № 6 к настоящему Порядку на основе обобщения и анализа результатов внутреннего финансового аудита, подписывается субъектом внутреннего финансового аудита и представляется руководителю главного администратора (администратора) средств областного бюджета не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом.





Приложение № 1
к Порядку

РЕГИСТР (ЖУРНАЛ)
ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ ОТДЕЛА АНАЛИЗА,
ПЛАНИРОВАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

____________________________________________________________
(наименование структурного подразделения, ответственного за
результаты выполнения внутренних бюджетных процедур,
главного администратора (администратора) средств областного
бюджета)

№ п/п
Внутренняя бюджетная процедура
Должностное лицо, ответственное за выполнение операции
Должностные лица, осуществляющие контрольные действия
Выявленные недостатки и (или) нарушения при исполнении бюджетных процедур
Сведения о причинах и обстоятельствах рисков возникновения нарушений и (или) недостатков
Принятые меры по устранению нарушений и (или) недостатков
1
Бюджетная процедура





1 а)
Операция





1 б)
Операция





2
Бюджетная процедура





2 а)
Операция





2 б)
Операция






Руководитель структурного
подразделения ______________ __________________________
(подпись) (расшифровка подписи)





Приложение № 2
к Порядку

ОТЧЕТ
О РЕЗУЛЬТАТАХ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ ОТДЕЛА
АНАЛИЗА, ПЛАНИРОВАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

____________________________________________________________
(наименование структурного подразделения, ответственного за
результаты выполнения внутренних бюджетных процедур,
главного администратора (администратора) средств областного
бюджета)

за _________________ квартал 20__ г.
(отчетный период)

№ п/п
Наименование бюджетной процедуры, включенной в регистры (журналы) внутреннего финансового контроля
Выявленные недостатки и (или) нарушения при исполнении внутренних бюджетных процедур
Сведения о причинах и обстоятельствах рисков возникновения нарушений и (или) недостатков
Принятые меры по устранению нарушений и (или) недостатков
1
2
3
4
5











Руководитель структурного
подразделения ______________ __________________________
(подпись) (расшифровка подписи)

Дата





Приложение № 3
к Порядку

Утверждаю
_______________________________
(наименование должности)
_________ _____________________
(подпись) (расшифровка подписи)
"______" _____________ 20___ г.

ПЛАН
ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА

_______________________________________________________
(наименование главного администратора (администратора)
средств областного бюджета)

на __________ год

№ п/п
Объект аудита
Тема аудиторской проверки (проверяемые внутренние бюджетные процедуры)
Сроки проведения аудиторской проверки
Ответственные исполнители
1
2
3
4
5











Субъект внутреннего
финансового аудита ____________ ___________________________
(подпись) (расшифровка подписи)





Приложение № 4
к Порядку

АКТ
АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ N

"___" __________ 20____ г. __________________________
(дата составления акта) (место составления акта)

На основании приказа ______________________________________________________
от ____________ № ________ ________________________________________________
(наименование приказа)
___________________________________________________________________________
(Ф.И.О. и должность лиц, уполномоченных на осуществление
___________________________________________________________________________
внутреннего финансового аудита)

проведена проверка ________________________________________________________
(тема проверки, проверяемый период - в соответствии с
приказом о назначении аудиторской проверки)

Начало проверки "____" ____________ 20___ г.
Окончание проверки "____" ____________ 20___ г.

1. Общие сведения

1. Основание для проведения аудиторской проверки: _____________________
(план внутреннего финансового аудита, поручение руководителя главного
администратора средств областного бюджета) и программа проведения аудита,
утвержденная __________________ (кем, когда).
2. Лица, ответственные за осуществление финансово-хозяйственной
деятельности в структурных подразделениях главного администратора
(администратора) средств областного бюджета в проверяемом периоде и на
момент проверки: _________________________________________________________.
3. За состояние бухгалтерского учета и отчетности в проверяемом периоде
и на момент проверки ответственны: _______________________________________.
4. Перечень проверенных документов:
4.1. Учетные аналитические регистры, проверенные сплошным способом:
___________________________________________________________________________
(наименование документов и за какой период)
4.2. Учетные аналитические регистры, проверенные выборочным способом:
___________________________________________________________________________
(наименование документов и за какой период)
4.3. Регистры синтетического учета - журналы операций _________________
(номера), Главная книга, а также формы текущей и годовой отчетности
проверены по следующим отчетным периодам: _________ (отчетные периоды).
5. Кем и когда проводилась предыдущая аудиторская проверка, а также
сведения о нарушениях, выявленных предыдущей проверкой и не устраненных на
момент настоящей аудиторской проверки: ____________________________________
6. Иные сведения, необходимые для раскрытия вопросов внутреннего
финансового аудита _______________________________________________________.

2. Описательная часть

Описательная часть акта должна содержать следующую информацию: описание проведенной работы; изложение фактов, установленных в процессе проведения проверки (в соответствии с вопросами программы проведения аудита); оценка надежности внутреннего контроля; сведения о выявленных нарушениях; иные результаты внутреннего финансового аудита исходя из целей его проведения.
При описании нарушения или несоответствия в обязательном порядке указывается нарушенная норма законодательства и (или) иных документов, а также в чем выразилось и к какому периоду относится выявленное нарушение.
Результаты проверки, излагаемые в акте, должны подтверждаться документами (копиями документов), объяснениями должностных и материально ответственных лиц, результатами экспертиз, другими материалами, полученными в ходе контрольного мероприятия.

3. Заключительная часть (выводы)

Заключительная часть содержит обобщенную информацию о выявленных нарушениях, сгруппированных по видам.
Кроме того, даются рекомендации и предложения: по принятию возможных управленческих решений, направленных на устранение выявленных в ходе внутреннего финансового аудита нарушений правовых норм, других нарушений и недостатков; более эффективному использованию финансовых ресурсов, областной государственной собственности; по внесению (при необходимости) соответствующих изменений и дополнений в локальные нормативные акты главного администратора.

Субъект внутреннего
финансового аудита ____________ ___________________________
(подпись) (расшифровка подписи)





Приложение № 5
к Порядку

Руководителю главного администратора
(администратора) средств областного бюджета

ОТЧЕТ
О РЕЗУЛЬТАТАХ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ

Должностными лицами субъекта внутреннего финансового аудита ___________
___________________________________________________________________________
(Ф.И.О. с указанием должности)
в соответствии с приказом от _________ № ______ ___________________________
(наименование приказа)
проведена плановая/внеплановая аудиторская проверка ______________________
(наименование
аудиторской проверки)
Внутренний финансовый аудит проведен за период ________________________
и включал следующие направления ___________________________________________
(конкретные предметы внутреннего аудита, например: разделы бухгалтерского
учета, формирование достоверной бухгалтерской отчетности, функционирование
средств контроля, информационные системы)

По результатам проведенной проверки установлено:
1. Общая оценка эффективности (надежности) функционирования системы внутреннего финансового контроля по проверенным направлениям удовлетворительная/неудовлетворительная. По сравнению с результатами предыдущей проверки очевидно улучшение/ухудшение состояния внутреннего финансового контроля.
2. Ведение бухгалтерского (бюджетного) учета соответствует/не соответствует методологии и стандартам, установленным Министерством финансов Российской Федерации.
3. При осуществлении внутренних бюджетных процедур в полной/неполной мере применяются автоматизированные информационные системы.
4. Обобщенная оценка по результатам проверки по иным направлениям - в зависимости от цели внутренней аудиторской проверки.
В ходе проведения внутреннего финансового аудита выявлены следующие нарушения, которые требуют повышенного внимания руководства с точки зрения риска:
(при описании выявленных нарушений, замечаний и несоответствий лаконично излагается суть; указывается проверенное структурное подразделение главного администратора (администратора) средств областного бюджета и (или) процессы, (функции), а также повторяющиеся нарушения, несоответствия (при наличии таких фактов) и нарушенные нормативные документы - нормативные правовые акты, внутренние стандарты регламенты)
На основании изложенного, в целях устранения выявленных нарушений и недостатков (несоответствий), а также минимизации бюджетных рисков предлагается:
(указываются предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений, замечаний и несоответствий, внесению изменений в карты внутреннего финансового контроля, а также предложения по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств)
Кроме того, просим поручить руководителям структурных подразделений
___________________________________________________________________________
(наименование структурных подразделений главного администратора
(администратора) средств областного бюджета, являющихся объектами аудита,
допустивших нарушения и (или) несоответствия)
разработать мероприятия по устранению выявленных нарушений (замечаний,
несоответствий) с указанием срока их выполнения.

Субъект внутреннего
финансового аудита ____________ ___________________________
(подпись) (расшифровка подписи)





Приложение № 6
к Порядку

Руководителю главного администратора
(администратора) средств областного бюджета

ОТЧЕТ
О РЕЗУЛЬТАТАХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА
ЗА _____________ 20___ ГОД

№ п/п
Наименование отчетного показателя
Всего
1
Количество проведенных проверок, всего:


по плану внутреннего финансового аудита

внеплановых

2
Количество структурных подразделений, охваченных проверками, всего:

в том числе (указывается перечень структурных подразделений)

3
Количество проверок, в ходе которых выявлены нарушения (несоответствия), всего:

проведенных по плану внутреннего финансового аудита

внеплановых

4
Количество выявленных нарушений (несоответствий), всего:


количество финансовых нарушений

количество нефинансовых нарушений (несоответствий)

5
Сумма выявленных финансовых нарушений, всего (рублей):


в ходе плановых проверок (рублей)

в ходе внеплановых проверок (рублей)

6
Меры, принятые к устранению нарушений (несоответствий) - количество корректирующих действий (мероприятий)






7
Количество устраненных нарушений, всего:


количество устраненных финансовых нарушений

количество устраненных нефинансовых нарушений (несоответствий)

8
Сумма устраненных финансовых нарушений (рублей)






9
Число лиц, привлеченных к дисциплинарной и материальной ответственности




Субъект внутреннего
финансового аудита ____________ ___________________________
(подпись) (расшифровка подписи)


------------------------------------------------------------------