Постановление Правительства Мурманской области от 26.09.2014 N 489-ПП/12 "Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Мурманской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов"



ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 сентября 2014 г. № 489-ПП/12

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ
ПОЛИТИКИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2015 ГОД
И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2016 И 2017 ГОДОВ

В целях составления проекта Закона Мурманской области "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", руководствуясь Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 13.06.2013 "О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах", указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 - 602, № 604 и № 606, от 1 июня 2012 года № 761, от 28 декабря 2012 года № 1688, Концепцией бюджетного развития Мурманской области на 2013 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Мурманской области от 01.06.2012 № 256-ПП, Правительство Мурманской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Основные направления бюджетной и налоговой политики Мурманской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов (далее - Основные направления).
2. Рекомендовать государственным органам Мурманской области, Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Мурманской области в своей деятельности руководствоваться Основными направлениями.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления Мурманской области учитывать положения, установленные Основными направлениями, при составлении проектов решений о местных бюджетах на 2015 год (на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов), принимаемых соответствующими представительными органами.
4. Признать утратившими силу постановления Правительства Мурманской области:
- от 21.08.2013 № 463-ПП "Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Мурманской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов";
- от 30.10.2013 № 637-ПП "О внесении изменений в основные направления бюджетной и налоговой политики Мурманской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов".

И.о. Губернатора
Мурманской области
А.ТЮКАВИН





Утверждены
постановлением
Правительства Мурманской области
от 26 сентября 2014 г. № 489-ПП/12

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2015 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2016 И 2017 ГОДОВ

Основные направления бюджетной и налоговой политики Мурманской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов (далее - Основные направления) подготовлены в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и Мурманской области в целях описания условий, принимаемых для составления проекта областного бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов (далее - проект бюджета на 2015 - 2017 годы), основных подходов к планированию доходов и расходов, финансовых взаимоотношений с бюджетами муниципальных образований и политики в области управления государственным долгом Мурманской области при соблюдении принципов открытости, прозрачности и подотчетности деятельности участников сектора государственного управления.
При подготовке Основных направлений были учтены положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах", указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 - 602, № 604 и № 606, от 1 июня 2012 года № 761, от 28 декабря 2012 года № 1688 (далее - Указы Президента РФ), основных направлений бюджетной и налоговой политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, установленных на федеральном уровне, Концепции бюджетного развития Мурманской области на 2013 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Мурманской области от 01.06.2012 № 256-ПП, государственных программ Мурманской области (далее - государственные программы) и иных документов государственного стратегического планирования, а также ряд мер, предусмотренных планом мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Мурманской области на 2014 - 2016 годы, утвержденным распоряжением Правительства Мурманской области от 16.12.2013 № 359-РП.
Бюджетная и налоговая политика Правительства Мурманской области на 2015 - 2017 годы в первую очередь будет направлена на сохранение социальной и финансовой стабильности в Мурманской области, создание условий для устойчивого социально-экономического развития региона, реализацию и развитие программно-целевого принципа управления общественными финансами, стимулирование инвестиционной деятельности, увеличение налогового потенциала, обеспечение функционирования эффективной системы предоставления государственных услуг, повышение эффективности бюджетных расходов и переориентацию бюджетных ассигнований в рамках существующих бюджетных ограничений на реализацию приоритетных направлений государственной политики, проведение социально-экономических преобразований, направленных на повышение эффективности деятельности всех участников экономических отношений, достижение измеримых, общественно значимых результатов, наиболее важные из которых установлены Указами Президента РФ, обеспечение взаимосвязи направлений бюджетных расходов Мурманской области с приоритетами социально-экономической политики, определенными в долгосрочной стратегии развития Мурманской области, развитие межбюджетных отношений.
Для достижения целей бюджетной и налоговой политики Мурманской области необходимо совершенствование механизмов, направленных на решение следующих задач:
- расширение горизонта бюджетного планирования путем разработки долгосрочного бюджетного прогноза Мурманской области и интеграции стратегического и бюджетного планирования;
- модернизация бюджетного процесса в условиях внедрения программно-целевых методов управления на основе государственных программ, развитие программно-целевых методов управления при организации деятельности органов местного самоуправления;
- обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Мурманской области и продолжение работы по оптимизации бюджетных расходов и перераспределению высвобождающихся ресурсов на решение приоритетных задач государственной политики, в первую очередь на безусловное обеспечение реализации Указов Президента РФ с учетом оценок среднесрочных и долгосрочных последствий проводимой бюджетной политики с финансовыми возможностями;
- минимизация рисков несбалансированности областного бюджета в долгосрочном периоде за счет формирования бюджетных проектировок, основанных на реалистичных оценках и прогнозах социально-экономического развития региона, при условии ограничения и последующего снижения бюджетного дефицита и недопущения увеличения принимаемых расходных обязательств, не обеспеченных доходными источниками их реализации, с одновременным выполнением принятых социальных обязательств;
- развитие и повышение конкурентоспособности налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе;
- стимулирование финансовой самостоятельности и ответственности участников бюджетного процесса за счет более активного включения в бюджетный процесс процедуры оценки результативности бюджетных расходов;
- совершенствование системы межбюджетных отношений и качества управления муниципальными финансами: обеспечение сбалансированности бюджета Мурманской области в результате изменений в разграничении полномочий органов государственной власти Мурманской области и органов местного самоуправления, перераспределение источников доходов между областным бюджетом и местными бюджетами;
- мониторинг финансового положения Мурманской области и муниципальных образований, изменений основных параметров соответствующих бюджетов, структуры расходов, государственного и муниципального долга;
- обеспечение устойчивого функционирования сети государственных учреждений, совершенствование перечня, доступности и улучшения качества оказываемых ими услуг, совершенствование системы предоставления государственных услуг в электронном виде, обеспечение открытости и доступности информации об учреждениях на официальном сайте в сети Интернет www.bus.gov.ru;
- создание условий для централизации ведения бухгалтерского учета в электронном виде в рамках деятельности организаций сектора государственного управления и повышение достоверности бухгалтерской отчетности за счет использования единых для всех организаций сектора государственного (муниципального) управления реестров и справочников, классификаторов, обязательных для всех бюджетов бюджетной системы Мурманской области и базовых бизнес-процессов ведения финансово-хозяйственной деятельности, форматов электронных документов, а также автоматизированных по единым требованиям процессов учета;
- обеспечение перехода к современным стандартам организации управления информационными потоками и развитие единого портала бюджетной системы Мурманской области "Бюджет для всех", повышение степени вовлеченности гражданского общества в обсуждение целей и результатов использования бюджетных средств.

1. Основные направления в части доходов

Основные направления налоговой политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов разработаны для определения основных подходов к планированию доходов при составлении проекта бюджета на 2015 - 2017 годы, а также в целях информирования субъектов предпринимательской деятельности об условиях хозяйствования на территории региона.
В трехлетней перспективе 2015 - 2017 годов комплекс правовых действий Правительства Мурманской области в сфере региональной налоговой политики будет направлен на создание эффективной и стабильной налоговой системы, способствующей улучшению предпринимательского климата региона и сохранению бюджетной устойчивости.
Основными приоритетами в сфере региональной налоговой политики, как и ранее, продолжают оставаться развитие и укрепление налогового потенциала Мурманской области, своевременное внесение изменений в законодательные акты Мурманской области о налогах, обусловленное изменением федерального налогового законодательства, обеспечение роста доходной части консолидированного бюджета области.
1. В части развития налогового потенциала Мурманской области планируется:
а) сохранение налоговых преференций новым инвестиционным проектам, реализуемым на территории Мурманской области;
б) продолжение проведения последовательной политики по созданию благоприятных условий хозяйствования и повышению конкурентоспособности продукции хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в Арктической зоне Российской Федерации;
в) при внесении соответствующих изменений в федеральное налоговое законодательство:
- введение на территории Мурманской области мер по обеспечению повышения производительности труда, созданию и модернизации высокопроизводительных рабочих мест;
- использование права устанавливать для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, перешедших на упрощенную систему налогообложения, патентную систему налогообложения и осуществляющих отдельные виды предпринимательской деятельности в производственной, социальной и научной сферах, "налоговые каникулы" в виде обнуления налоговой ставки, которые будут действовать в 2015 - 2018 годах;
г) подготовка предложений по применению лучших практик налогового законодательства субъектов Российской Федерации.
2. В части укрепления налогового потенциала Мурманской области, повышения доходов консолидированного бюджета области:
а) ежегодное проведение оценки эффективности предоставленных региональных налоговых льгот, принятие мер по отмене неэффективных и неиспользуемых налоговых льгот;
б) продолжение работы Межведомственной комиссии по обеспечению доходов бюджета Мурманской области через деятельность рабочих групп:
- по работе с нерентабельными организациями, недоимщиками и предприятиями-банкротами Мурманской области для выявления причин убыточности и наличия задолженности по налогам и сборам организаций области, выработки мер по сокращению количества убыточных организаций и снижению образовавшейся задолженности;
- в разрезе видов налогов и иных платежей (по имущественным налогам и арендным платежам, по налогам, предусмотренным специальными налоговыми режимами, по природным и экологическим платежам, по транспортному налогу) для решения вопросов, связанных с изменением федерального и регионального законодательства, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, в т.ч. для повышения эффективности и результативности налогообложения, а также улучшения администрирования налоговых и неналоговых платежей и погашения задолженности по ним;
в) установление на территории Мурманской области особенностей определения налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества;
г) обеспечение введения налога на недвижимое имущество физических лиц на территории Мурманской области по мере готовности муниципальных образований области к его введению при принятии соответствующего законодательного акта на федеральном уровне;
д) продолжение работы по инвентаризации и оптимизации имущества областной и муниципальной собственности, вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемых объектов недвижимости и земельных участков;
е) взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления по изысканию дополнительных резервов доходного потенциала областного и местных бюджетов.

2. Основные направления в части расходов

Достижение целей стратегического планирования в Мурманской области осуществляется в рамках государственных программ, объединяющих регулятивные инструменты и бюджетные ассигнования областного бюджета для достижения целей и результатов государственной политики в соответствующих сферах деятельности.
Реализация государственных программ осуществляется в условиях, когда имеются ресурсные ограничения в рамках среднесрочного прогноза социально-экономического развития и трехлетнего бюджета. Переход к формированию программного бюджета предъявляет дополнительные требования к устойчивости бюджетной системы Мурманской области в части гарантированного обеспечения финансовыми ресурсами действующих расходных обязательств, прозрачного и конкурентного распределения имеющихся средств. Государственные программы являются ключевым механизмом, с помощью которого увязываются стратегическое и бюджетное планирование, и основой для принятия решений о распределении принимаемых и частичной корректировке действующих бюджетных обязательств с учетом достигнутых и ожидаемых результатов в профильных сферах деятельности.
Одной из мер, направленных на развитие нормативного правового регулирования и методического обеспечения бюджетных правоотношений, станет реализация мероприятий комплексной программы Мурманской области "Повышение эффективности управления государственными финансами Мурманской области на период до 2020 года", определяющей общие принципы и механизмы реализации установленных в настоящих Основных направлениях целей и задач через достижение результатов конкретных мероприятий государственных программ.
Приоритетным направлением бюджетной политики на 2015 - 2017 годы остается реализация Указов Президента РФ, направленных на решение неотложных задач экономического и социального развития региона, в том числе на повышение заработной платы отдельным категориям работников бюджетной сферы, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, обеспечение детей местами в дошкольных образовательных учреждениях.
Финансовое обеспечение задач, предусмотренных в Указах Президента РФ, предусматривает использование внутренних ресурсов отраслей, полученных в результате реализации мер по оптимизации расходов и внебюджетных источников, использование механизмов повышения результативности бюджетных расходов и повышение уровня обеспеченности регионального бюджета собственными доходами, в том числе за счет повышения эффективности использования государственного имущества.
Одновременно с повышением оплаты труда необходимы меры, направленные на повышение производительности труда в бюджетном секторе, проведение структурных реформ, оптимизацию сети государственных учреждений. В 2017 году следует завершить работу по переходу на "эффективный контракт" с работниками государственных учреждений, включающий показатели и критерии оценки эффективности деятельности работника для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных услуг.
Основными условиями, применяемыми для составления проекта бюджета на 2015 - 2017 годы в части расходов, являются:
- ограничение увеличения численности работников органов государственной власти Мурманской области, за исключением случаев увеличения численности работников, связанных с перераспределением полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, Мурманской области и муниципальными образованиями;
- индексация денежного содержания работников органов государственной власти Мурманской области и государственных областных учреждений не выше темпов, предусмотренных для соответствующих работников на федеральном уровне;
- сокращение "базовых" объемов отдельных видов расходов областного бюджета на 10 процентов (за исключением нормативно обусловленных и приравненных к ним расходов), в том числе расходов на содержание органов государственной власти и государственных казенных учреждений, включая расходы на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд и расходов на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям;
- установление и исполнение расходных обязательств в пределах полномочий, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов государственной власти Мурманской области, и с учетом требований статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
- адаптация плановых объемов расходов областного бюджета на поэтапное повышение оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы, предусмотренных Указами Президента РФ, к прогнозным значениям уровня средней заработной платы по региону с учетом фактически сложившегося размера средней заработной платы по региону в отчетном периоде;
- обеспечение дифференциации оплаты труда основного и прочего вспомогательного и административно-хозяйственного персонала в государственных учреждениях культуры;
- уточнение объема принятых обязательств с учетом прекращающихся расходных обязательств ограниченного срока действия и изменения контингента получателей;
- сохранение размера социальных выплат населению на уровне не ниже предыдущего года с подготовкой соответствующих изменений в законодательство Мурманской области;
- реализация мер социальной поддержки населения региона и их установление исходя из критериев адресности, нуждаемости и уточненной численности получателей, исключение финансирования дополнительных мер социальной поддержки федеральных и региональных льготников.
Исходя из обозначенных условий бюджетная политика Мурманской области на 2015 - 2017 годы в части расходов в основном направлена на сохранение преемственности определенных ранее приоритетов и их достижение и базируется на принципе обеспечения сбалансированности областного бюджета с учетом текущей экономической ситуации и прогнозируемого уровня инфляции на 2015 - 2017 годы.
Объем и структура расходов областного бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов будут формироваться с учетом условий и подходов, изложенных в настоящем разделе:
- на 2015 - 2016 годы на основе уточнения с учетом прогнозов социально-экономического развития региона, а также мероприятий "длящегося" характера, решение о выделении бюджетных ассигнований на которые закреплено Законом Мурманской области "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" (без условно утверждаемых расходов) (далее - Закон о бюджете), базовых объемов бюджетных ассигнований, утвержденных Законом о бюджете;
- на 2017 год на основе расходов областного бюджета на реализацию государственных программ на период до 2020 года в части непрограммной деятельности путем уточнения базового объема бюджетных ассигнований, определенных исходя из необходимости финансового обеспечения "длящихся" расходных обязательств, утвержденных Законом о бюджете.
Формирование параметров бюджета будет осуществляться исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств, в том числе с учетом их оптимизации и повышения эффективности использования финансовых ресурсов при условии неснижения качества предоставляемых услуг, в том числе с помощью реализации комплекса мер по повышению эффективности управления общественными финансами.
При этом необходимо обеспечение достаточной гибкости предельных объемов и структуры бюджетных расходов, в том числе наличия нераспределенных ресурсов на будущие периоды и критериев для их перераспределения в соответствии с уточнением приоритетных задач либо сокращения (оптимизации) при неблагоприятной динамике бюджетных доходов.
Достижение измеримых, общественно значимых результатов, выявление и эффективное использование внутренних резервов, проведение социально-экономических реформ могут быть реализованы только при сохранении долгосрочной сбалансированности и устойчивости регионального бюджета. В связи с этим бюджетная политика Мурманской области направлена на решение следующих задач:
1. Продолжение работы по оптимизации бюджетных расходов, создающей резерв повышения эффективности использования бюджетных средств, в том числе путем:
- усиления предварительного, текущего и последующего контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств;
- принятия реальных мер по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, заключения энергосервисных контрактов и перехода на новые источники топлива.
Высвобождаемые в результате реализации мер по оптимизации расходов областного бюджета ресурсы в первоочередном порядке будут направляться на финансовое обеспечение задач, сформулированных в Указах Президента РФ.
2. Финансовое обеспечение, обусловленное разграничением полномочий между различными уровнями власти в Российской Федерации и передачей на уровень субъектов Российской Федерации с 2015 года отдельных полномочий - мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
3. Совершенствование программно-целевого принципа организации деятельности исполнительных органов государственной власти, повышающего ответственность и заинтересованность исполнителей государственных программ в достижении наилучших результатов в рамках ограниченных финансовых ресурсов, что увеличит результативность бюджетных расходов, создаст стимулы для выявления и использования резервов для достижения планируемых (установленных) результатов. Внедрение программно-целевых принципов бюджетного планирования на уровне муниципальных образований.
4. Сравнительная оценка эффективности новых расходных обязательств с использованием расчетов и обоснований, подтверждающих их целесообразность и соответствие приоритетным направлениям социально-экономического развития Мурманской области. Ограниченность финансовых ресурсов областного бюджета предполагает выбор приоритетных расходных обязательств, отвечающих ключевым направлениям бюджетной политики и позволяющих достичь наилучшего результата.
5. Продолжение работы по проведению мониторинга и оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса муниципальных образований и финансового менеджмента главных администраторов средств областного бюджета для поддержания стимулов осуществления качественного и ответственного управления финансами.
6. Формирование государственных заданий в соответствии с целями и ожидаемыми результатами соответствующих государственных программ. Использование инструмента государственного задания на оказание государственных услуг при стратегическом и бюджетном планировании для обеспечения взаимосвязи государственных программ и государственных заданий в целях создания условий для достижения целей государственной политики в соответствующих сферах и повышения эффективности деятельности учреждений по обеспечению потребностей граждан и общества в государственных услугах. Обеспечение увязки состава и объема государственных услуг (работ) с социальными гарантиями и обязательствами Мурманской области.
7. Продолжение работы по оптимизации структуры бюджетной сети за счет ликвидации или преобразования государственных учреждений, не оказывающих услуги, непосредственно направленные на реализацию полномочий органов государственной власти Мурманской области, а также не соответствующие профилю органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, в организации иной организационно-правовой формы.
8. Формирование институциональной среды для развития конкуренции на рынке государственных услуг (работ) с целью повышения качества их предоставления и эффективности бюджетных расходов на их оказание (выполнение) за счет определения эффективных способов поставки государственных услуг (работ), расширения перечня организаций исполнителей государственного задания. Создание предпосылок для конкуренции в социальной сфере исходя из принципа равенства возможности для частных организаций и государственных учреждений.
9. Продолжение совершенствования системы государственных закупок для нужд государства и государственного сектора экономики за счет формирования механизмов, гарантирующих надлежащее качество закупок с учетом всего жизненного цикла продукции, а также обоснованность цен контрактов, планирование и надежный мониторинг их исполнения, использование неформализованных критериев в процессе проведения процедуры торгов. Необходимо расширение практики заключения государственных контрактов, выходящих за пределы финансового года, но с учетом повышения ответственности государственных заказчиков за несоблюдение установленных сроков планирования и подготовки государственных контрактов, соблюдения информационной открытости процедуры торгов и (или) запроса котировок цен, которые готовятся проводить заказчики, недопущения необоснованных ограничений конкуренции участников (товаров), а также публичности результатов этих мероприятий, сокращение рисков завышения начальных (максимальных) цен контрактов, в том числе за счет укрупнения показателей планируемых закупок.
10. Обеспечение прозрачности и публичности информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления Мурманской области в сфере управления общественными финансами как одно из условий повышения эффективности бюджетных расходов за счет формирования единого информационного пространства и применения информационных и телекоммуникационных технологий в сфере управления общественными финансами, публичного обсуждения проектов государственных программ, расширения использования традиционных средств массовой информации, развитие единого портала бюджетной системы Мурманской области "Бюджет для всех" и регулярной публикации полиграфического аналога портала - брошюры о бюджете.
11. Повышение действенности системы государственного финансового контроля и его ориентация на оценку эффективности бюджетных расходов, усиление контроля за эффективным использованием бюджетных средств и применением мер ответственности за нарушение бюджетного законодательства, создание полноценной работоспособной системы мониторинга государственных программ. Актуальными остаются следующие вопросы совершенствования системы государственного финансового контроля: осуществление аудита эффективности использования бюджетных средств для оценки соответствия результатов деятельности субъектов бюджетного планирования установленным целям и задачам, способов их достижения, внедрение современной системы внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, осуществление контроля за реализацией новых отраслевых систем оплаты труда в государственных учреждениях, определение законности заключения договоров с поставщиками и подрядчиками, определение достоверности ведения бюджетного и бухгалтерского учета и отчетности, включая проверку обоснованности дебиторской и кредиторской задолженности, выявление особенностей рисковых проектов с неопределенными результатами исследований или разработок.
12. Сохранение в составе инвестиционных расходов приоритета финансирования работ с высокой степенью готовности, а также работ, выполнение которых осуществляется на условиях софинансирования за счет средств федерального бюджета, внебюджетных средств повышение эффективности использования расходов за счет перехода на современные принципы осуществления бюджетных инвестиций.
13. Продолжение работы по оценке эффективности предоставления из областного бюджета межбюджетных трансфертов местным бюджетам и их использования органами местного самоуправления Мурманской области.
14. Децентрализация полномочий между федеральным, региональным и муниципальными уровнями власти, в том числе в налоговой сфере и сфере межбюджетных отношений, с целью формирования инвестиционного климата области и решения социальных вопросов.

3. Основные направления в области формирования
межбюджетных отношений

Приоритетные цели бюджетной политики сформулированы в государственной программе Мурманской области "Управление региональными финансами, создание условий для эффективного и ответственного управления муниципальными финансами".
Основной задачей бюджетной политики в сфере межбюджетных отношений является повышение эффективности финансовых взаимоотношений с местными бюджетами, а также повышение прозрачности и открытости бюджетных сведений муниципальных образований Мурманской области путем:
- разработки методических рекомендаций для муниципальных образований по формированию и раскрытию финансовой и иной информации о бюджете и бюджетном процессе, подлежащей размещению на сайтах муниципальных образований Мурманской области и едином портале бюджетной системы Мурманской области "Бюджет для всех";
- регулярной оценки (мониторинга) прозрачности деятельности муниципальных образований по управлению общественными финансами, в том числе на основе ведения рейтингов финансовой прозрачности.
В части межбюджетных отношений приоритетными направлениями являются:
- поддержание устойчивого исполнения местных бюджетов, включая недопущение принятия необеспеченных расходных обязательств, обеспечение соответствия объема расходных обязательств реальным доходным источникам и источникам финансирования дефицита бюджета;
- содействие повышению качества управления бюджетным процессом и эффективности бюджетных расходов на муниципальном уровне;
- реализация мер по укреплению финансовой дисциплины, соблюдению органами местного самоуправления требований бюджетного законодательства.
Основой для повышения эффективности предоставления межбюджетных трансфертов является совершенствование структуры и порядка их предоставления, а также формирование объемов данных трансфертов исходя из необходимости решения приоритетных задач социально-экономического развития.
Для сохранения уровня финансовой поддержки муниципальных образований с относительно низким уровнем подушевых налоговых и неналоговых доходов в рамках планового периода предусматривается увеличение общего объема дотаций, предоставляемых бюджетам муниципальных образований на выравнивание бюджетной обеспеченности с учетом неснижения значений критериев выравнивания финансовых возможностей муниципальных образований и размеров дотаций бюджету каждого муниципального образования, утверждаемых законом Мурманской области об областном бюджете на текущий финансовый год и плановый период.
В рамках поддержки мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов будет ежегодно учитываться потребность на реализацию Указов Президента РФ по повышению оплаты труда работникам бюджетной сферы, включая дополнительное распределение средств из федерального бюджета на реализацию Указов Президента РФ на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы.
Переход на долгосрочное бюджетное планирование обусловливает необходимость сокращения объемов межбюджетных трансфертов местным бюджетам из областного бюджета, распределение которых осуществляется в течение финансового года. Преимущественное распределение межбюджетных трансфертов должно осуществляться законом об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Планируется проводить работу по сокращению количества субсидий, выделяемых местным бюджетам из областного бюджета, с целью их консолидации для реализации приоритетных направлений деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований.
От органов местного самоуправления требуется проведение крайне взвешенной долговой и бюджетной политики, особенно в отдельных муниципальных образованиях, уровень муниципального долга которых приближается к предельному уровню, определенному законодательством. В качестве условий предоставления кредитов будут использоваться дополнительные требования к ограничению наращивания прочих заимствований, оптимизации структуры и объемов расходных обязательств, проведению эффективной политики администрирования доходов.
В условиях имеющихся рисков сбалансированности бюджетов органы местного самоуправления в целях их минимизации должны обеспечить направление дополнительных поступлений по доходам на снижение бюджетного дефицита, а не на увеличение расходных обязательств. Формирование и исполнение местных бюджетов необходимо осуществлять на основе муниципальных программ, что предполагает увязку бюджетных ассигнований и конкретных мероприятий, направленных на достижение приоритетных целей социально-экономического развития.
На областном уровне также будут продолжены мониторинг качества организации бюджетного процесса и поддержка муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов.
В целях содействия населению в непосредственном осуществлении местного самоуправления предполагается разработка проекта поддержки местных инициатив и выделение из областного бюджета средств на софинансирование муниципальных программ по поддержке местных инициатив. На первом этапе планируется определить "пилотные" муниципальные образования, которые способны решить местные проблемы на основе приоритетов, определенных местными сообществами (с участием населения, органов местного самоуправления, представителей некоммерческих организаций и частного сектора), а также готовы нести ответственность за подготовку заявки на участие в конкурсе и реализацию инициативного проекта, в том числе за расходование средств и контроль качества осуществляемых работ.
27 мая 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 27.05.2014 № 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Данным Федеральным законом с 1 января 2015 года существенно сокращен перечень вопросов местного значения сельских поселений. При этом законами субъектов Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставами муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться другие вопросы местного значения из числа вопросов местного значения городских поселений.
На сегодняшний день отнесение вопросов местного значения к компетенции муниципальных районов потребует проведения дополнительных мероприятий по передаче имущества из собственности сельских поселений в собственность муниципальных районов, созданию новых учреждений (предприятий) либо решению вопросов по смене собственника существующих муниципальных учреждений (предприятий). В связи с этим предполагается с 1 января 2015 года закрепить вопросы местного значения за сельскими поселениями Мурманской области.

4. Основные направления в области управления государственным
долгом Мурманской области

Реализация долговой политики в 2015 - 2017 годах будет осуществляться в рамках решения ключевых задач по поддержанию умеренной долговой нагрузки и снижению расходов на обслуживание государственного долга, соблюдению показателей, установленных государственной программой Мурманской области "Управление региональными финансами, создание условий для эффективного и ответственного управления муниципальными финансами".
Политика в области государственного долга Мурманской области будет направлена на:
- обеспечение обоснованного и безопасного объема и структуры государственного долга;
- исполнение принятых обязательств по погашению и обслуживанию долговых обязательств;
- гибкое реагирование на изменяющиеся условия финансовых рынков и использование наиболее благоприятных источников и форм заимствований;
- привлечение бюджетных кредитов как наиболее выгодных с точки зрения долговой нагрузки на бюджет, в том числе на пополнение остатков средств на счете областного бюджета;
- проведение процедуры торгов среди кредитных организаций для заключения государственных контрактов на оказание услуг по предоставлению Мурманской области кредитных средств, что позволит обеспечить максимально выгодные условия привлечения кредитов;
- привлечение временно не используемых остатков средств на счетах областных бюджетных и автономных учреждений для покрытия кассовых разрывов;
- размещение информации о государственном долге Мурманской области в электронных средствах массовой информации на основе принципов открытости и прозрачности.
В условиях значительного роста долговых обязательств необходимо стремиться к соблюдению ограничительных мер в целях сдерживания роста государственного долга, таких как:
- предельный объем расходов на обслуживание государственного долга утверждать в объеме не выше 5 % от суммы расходов областного бюджета, за исключением суммы расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из федерального бюджета;
- предельный объем государственного долга без учета задолженности по бюджетным кредитам утверждать на уровне, не превышающем 50 % от общего годового объема налоговых и неналоговых доходов;
- предельный объем заимствований в текущем финансовом году утверждать не выше суммы, направляемой в текущем финансовом году на погашение долговых обязательств;
- утверждать дефицит бюджета ниже предельно допустимого бюджетным законодательством РФ уровня;
- долговая нагрузка на бюджет по ежегодному погашению долговых обязательств на уровне 10 - 15 % от суммарного объема налоговых и неналоговых доходов и дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности.
Расходные обязательства Мурманской области по обслуживанию государственного долга Мурманской области определяются на основании заключенных соглашений на предоставление бюджетных кредитов, а также заключенных в результате проведенных торгов и планируемых к заключению государственных контрактов на оказание услуг по предоставлению кредитных средств для финансирования дефицита областного бюджета и/или погашения долговых обязательств Мурманской области.
Реализация долговой политики должна способствовать поддержанию рейтинга Мурманской области как надежного заемщика на финансовом рынке капитала.


------------------------------------------------------------------