Приказ Минздрава Мурманской области, Минобрнауки Мурманской области, Минтрудсоцразвития Мурманской области от 14.11.2014 N 2152/560/535 "Об утверждении Положения о службе раннего сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в Мурманской области"



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ
от 14 ноября 2014 г. № 2152/560/535

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О СЛУЖБЕ РАННЕГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

В соответствии с Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" приказываем:
1. Утвердить прилагаемое Положение о службе раннего сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в Мурманской области.
2. Министерству образования и науки Мурманской области (Карпенко Н.Н.), Министерству здравоохранения Мурманской области (Перетрухин В.Г.), Министерству труда и социальной защиты Мурманской области (Мякишев С.Б.) обеспечить взаимодействие между организациями образования, здравоохранения и социальной защиты населения по вопросам раннего сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в Мурманской области.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляем за собой.

Министр
образования и науки
Мурманской области
Н.Н.КАРПЕНКО

Министр
здравоохранения Мурманской области
В.Г.ПЕРЕТРУХИН

Министр
труда и социального развития
Мурманской области
С.Б.МЯКИШЕВ





Утверждено
приказом
Министерства образования
и науки Мурманской области,
Министерства здравоохранения
Мурманской области,
Министерства труда и социального развития
Мурманской области
от 14 ноября 2014 г. № 2152/560/535

ПОЛОЖЕНИЕ
О СЛУЖБЕ РАННЕГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

1. Общие положения

1.1. Служба раннего сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья - это служба медико-социальной, психолого-педагогической, семейно-ориентированной помощи детям младенческого и раннего возраста с нарушением развития, а также детям, имеющим риск возникновения таких нарушений в более старшем возрасте, и их семьям.
1.2. Служба раннего сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в Мурманской области (далее - Служба) может создаваться:
- как структурное подразделение организаций системы здравоохранения, образования или социальной защиты населения;
- как самостоятельная организация в системе образования, здравоохранения, социальной защиты населения;
- как негосударственная организация.
1.3. Служба может быть центральной и территориальной.
Центральная служба создается для осуществления ранней помощи, методической поддержки деятельности территориальных служб, мониторинга реализации программы развития ранней помощи в регионе.
Территориальные Службы создаются для осуществления ранней помощи в пределах территории одного или нескольких муниципальных образований Мурманской области и исходя из территориальной доступности Службы для ребенка и семьи.
1.4. В своей деятельности Служба руководствуется законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области в области защиты прав ребенка и другими нормативно-правовыми актами по вопросам образования, социальной защиты прав и интересов детей.

2. Цели и задачи деятельности Службы

2.1. Служба создается в целях содействия оптимальному развитию и формированию психического здоровья и благополучия детей, их социализации и адаптации в обществе, нормализации жизни семьи, повышения компетентности родителей (законных представителей), включения ребенка в среду сверстников и жизнь сообщества.
2.2. Служба, осуществляет деятельность, направленную на решение следующих задач:
- взаимодействие с учреждениями здравоохранения, образования и социальной защиты для своевременного выявления и направления детей и семей, нуждающихся в ранней помощи, в Службу, а также для обеспечения комплексной помощи детям;
- проведение первичного междисциплинарного обследования направленных или самостоятельно обратившихся в Службу детей и родителей с целью принятия решения о необходимости зачисления ребенка и семьи в Службу;
- проведение углубленного междисциплинарного обследования приоритетных потребностей ребенка и семьи, основных, областей развития ребенка, функций и структур его организма, социального окружения и физической среды, влияющей на развитие ребенка;
- осуществление консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, в том числе для первичной оценки развития ребенка;
- разработка индивидуальной программы сопровождения ребенка и семьи;
- реализация индивидуальной программы сопровождения ребенка и семьи;
- определение эффективности индивидуальной программы сопровождения ребенка и семьи;
- развитие у родителей компетентности в вопросах обеспечения ухода за ребенком и его оптимального развития, в том: числе в вопросах использования специального оборудования, необходимого ребенку с нарушением мобильности и/или коммуникации;
- поддержка семьи с целью мобилизации ее ресурсов и обеспечения связей с другими ресурсами в сообществе и их ближайшем окружении;
- организация перехода ребенка в группу дошкольного образовательного учреждения в рамках индивидуального плана сопровождения ребенка и семьи, завершение обслуживания ребенка и семьи в Службе;
- информирование профессионального сообщества и общественности о деятельности Службы, включая просветительскую деятельность в сфере ранней помощи.

3. Организация деятельности Службы

3.3. Деятельность Службы организуется на основе межведомственного сотрудничества учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты.
3.1.1. Организации здравоохранения (роддома, детские поликлиники и пр.) обеспечивают:
- скрининг физического и психического здоровья, уровня развития детей младенческого и раннего возраста;
- учет детей группы риска раннего возраста;
- информирование родителей (законных представителей) об услугах Службы.
3.1.2. Организации системы социальной защиты населения обеспечивают:
- мероприятия по социальному сопровождению детей раннего возраста, осуществляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области;
- консультирование родителей (законных представителей) по вопросам ухода и присмотра за детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья;
- информационная и психологическая поддержка семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, нормализация ее жизни.
3.1.3. Образовательные организации обеспечивают:
- вариативность форм психолого-педагогического сопровождения;
- консультирование родителей (законных представителей) по вопросам развития ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья;
- реализацию индивидуальной программы реабилитации.
3.2. Для организации деятельности Службы разрабатывается отдельное штатное расписание, предусматривающее количество штатных единиц, необходимых для оказания ранней помощи с учетом специфики и численности обслуживаемых детей и семей.
3.3. Деятельность специалистов регламентируется Уставом организации образования, здравоохранения, социальной защиты населения, на базе которой функционирует Служба, должностными инструкциями, настоящим Положением.
3.4. На работу в Службу принимаются специалисты, имеющие профессиональную квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности и подтвержденную документами об образовании.
3.5. Для осуществления деятельности по оказанию помощи детям раннего возраста Службе выделяются помещения, современные технические средства, необходимое оборудование, специальная научная, диагностическая и методическая литература и пособия.
3.6. Клиентами Службы являются дети раннего возраста от 2 месяцев до 3 лет, не посещающие образовательные учреждения (возможно увеличение срока сопровождения до 4 лет), родители (законные представители). Служба оказывает специализированную помощь детям раннего возраста, которые:
- имеют подтвержденное по нормированным шкалам отставание в развитии:
- имеют медицинские диагнозы, с высокой вероятностью приводящие к отставанию в развитии;
- проживают в условиях социального риска, подвергались серьезному стрессу или насилию;
- входят в группу биологического риска.
3.7. При оказании специальной помощи детям раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья специалисты Службы руководствуются следующими принципами:
- добровольности (решение об обращении в Службу и желание включить ребенка и семью в программу обслуживания исходят от родителей (законных представителей);
- личностной ориентированности (в центре внимания сотрудников Службы находится ребенок с особенностями его здоровья, уровнем развития, его возможностями и потребностями, его интересами и его жизненной, ситуацией; сотрудники Службы уважительно относятся к ребенку и родителям (законным представителям), принимают ребенка как полноправную личность с индивидуальными особенностями развития и потребностями);
- семейной ориентированности (профессиональная направленность сотрудников Службы на взаимодействие как с ребенком, так и с родителями, другими членами семьи, людьми из его ближайшего окружения; сотрудники Службы в своей деятельности принимают мнение родителей о ребенке, их личный опыт, ожидания и решения, разрабатывают программу помощи, основываясь на запросе семьи);
- партнерства (установление партнерских отношений с ребенком, родителями (законными представителями), людьми из его ближайшего окружения в процессе разработки и реализации программы специализированной помощи);
- междисциплинарности (совместная работа специалистов разных областей знаний, составляющих единую команду и действующих в соответствии с технологиями межпрофессионального взаимодействия);
- конфиденциальности (информация о ребенке и семье, доступная сотрудникам: Службы, не подлежит разглашению без согласия семьи, кроме случаев, определенных законодательством Российской Федерации).
3.8. Этапы и перечень основных услуг Службы.
3.8.1. Первичный прием ребенка и семьи.
К услугам Службы на данном этапе относятся:
- индивидуальная встреча с родителем (законным представителем) ребенка для принятии направления и/или документов и сбора информации о ребенке и семье;
- первичная оценка развития и функционирования ребенка и влияющих на него факторов, осуществляемая специалистами Службы.
3.8.2. Включение ребенка и семьи в программу сопровождения.
Для получения услуг родители (законные представители ребенка) подают заявление и предоставляют установленные учреждением/организацией документы. На основании заявления между Службой, в лице ее руководителя, и родителями заключается договор, который регламентирует характер отношений, права и обязанности участников договора, продолжительность его действия, условия его продления или завершения.
3.8.3. Междисциплинарное обследование ребенка и семьи.
К услуге Службы на данном этапе относится, углубленная междисциплинарная оценка развития и функционирования ребенка и влияющих на него факторов. Углубленная оценка включает от 2 до 4 диагностических встреч, совместно осуществляемых специалистами Службы и направленных на изучение сенсорных, двигательных, познавательных, коммуникативных, социально-эмоциональных, адаптивных способностей ребенка, его здоровья, а также характеристик взаимодействия ребенка и родителей, особенностей социального и физического окружения ребенка.
3.8.4. Разработка индивидуальной программы сопровождения ребенка и семьи.
На данном этапе специалисты Службы на основании результатов междисциплинарного обследования совместно с родителями разрабатывают индивидуальную программу сопровождения ребенка и семьи.
3.8.5. Реализация индивидуальной программы сопровождения ребенка и семьи.
Индивидуальная программа содержит цели и задачи сопровождения ребенка и семьи, способы и методы выполнения поставленных задач, указывает участвующих в реализации программы специалистов Службы, в том числе ведущего для данной семьи специалиста. Индивидуальная программа включает информацию о месте реализации программы сопровождения, ее длительности (общий срок реализации, количество встреч в неделю, продолжительность одной встречи), форм работы. Условием реализации индивидуальной программы сопровождения является регулярная оценка ее эффективности. Оценка эффективности проводится на основе достижения поставленных в программе задач.
3.9. Результативность проводимой коррекционно-развивающей работы определяется диагностическим обследованием ребенка, по итогам которого:
- дети, достигшие положительных результатов, завершают занятия в Службе и направляются на психолого-медико-педагогическую комиссию для определения дальнейшего образовательного маршрута;
- дети, не достигшие положительных результатов, продолжают занятия в Службе и по достижении 4-летнего возраста направляются на ПМПК для определения дальнейшего образовательного маршрута.
3.10. Диагностическое обследование проводится специалистами Службы, по мере необходимости могут быть привлечены специалисты других организаций.
3.11. Продолжительность реализации индивидуальной программы сопровождения зависит от индивидуальных потребностей ребенка и семьи и составляет не менее 6 месяцев.
3.12. В случае самостоятельного обращения родителей специалист(ы) Службы могут проводить услугу в виде однократной индивидуальной консультации ребенка и семьи.
3.13. Максимальная продолжительность индивидуальных и групповых занятий с ребенком не должна превышать 1,5 часа в неделю (периодичность занятий - 2 раза в неделю), с родителями - 1,5 часа в месяц.
Рекомендуемая наполняемость групп:
- с нарушениями развития (риском нарушения) - не более 6 детей;
- с множественными нарушениями развития - не более 5 детей.
3.14. Условием оказания услуг Службой является участие родителя (законного представителя) ребенка на всех этапах программы сопровождения ребенка и семьи.
3.15. Место оказания услуг Службы зависит от индивидуальных потребностей ребенка и семьи и включает: место проживания ребенка (в т.ч. учреждение проживания), помещение Службы, группы дошкольного образовательного учреждения, а также места регулярного пребывания ребенка и семьи.
3.16. Права и обязанности родителей (законных представителей) определяются Уставом организации образования, здравоохранения или социальной защиты населения, на базе которых функционирует Служба, договором, определяющим взаимоотношения между Службой и родителями (законными представителями), заключаемым на 1 год с возможностью последующей пролонгации.

4. Документация Службы

4.1. Деятельность Службы регламентируется перечнем документации:
- карта ребенка, содержащая заявление родителей на получение услуг, договор с родителями, согласие родителей на обработку персональных данных, заключения специалистов, результаты обследования, индивидуальная программа сопровождения ребенка и семьи, другую документацию, связанную с учетом и описанием работы с ребенком и семьей;
- журнал регистрации первичных обращений;
- журнал зачисления и отчисления детей;
- журнал учета, ежедневной деятельности специалистов Службы;
- годовой план работы Службы:;
- годовой отчет работы Службы;
- программы, используемые специалистами при реализации индивидуального плана сопровождения;
- график работы специалистов;
- график работы Службы;
- документация о проведении организационно-методической работы;
- заключения специалистов Службы по итогам консультаций.

5. Управление Службой

Управление Службой осуществляется руководителями организаций образования, здравоохранения, социальной защиты населения, на базе которых создана Служба, и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области.

6. Финансирование Службы

Финансирование Службы осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области в рамках финансового обеспечения организаций образования, здравоохранения и социальной защиты населения, на базе которых создана Служба.


------------------------------------------------------------------